20 декабря 2025, СБ, 14:33
1 июня 2016 Интервью

Вышел за рамки

фото:Пенза-Взгляд

Его нельзя назвать бунтарем, скорее, человеком, который мыслит не по шаблону. Его острых оценок опасаются. Многие фотографии из его коллекции про старую Пензу имеют музейную ценность.

Денис Коробков поделился с «Горожанином» своими мыслями о творчестве, жизни, людях и городах, загнанных в рамки.

– Для кого работают современные художники?

– Я пишу для себя и делаю это максимально искренне. Стараюсь выбирать темы, которые необходимо сейчас поднимать. В Пензе многие считают меня человеком высокомерным, это не так. Просто я сам расставляю приоритеты.

Последняя серия работ «Пензенские перспективы» перекликается с моей любимой темой краеведения. Я старался показать, какой Пензу видят туристы. Задрав головы, они шагают по улицам и обращают внимание на детали, которых мы не замечаем. Для нас это непривычный ракурс, мы редко поднимаем взгляд выше уровня глаз прохожих. А еще я нарисовал то, чего уже нет: лепнину, цветные плитки, которые заменил дешевый кафель. Большинство разницы не видит, я их не виню. Но есть люди, которые получают за свою работу деньги. Им нужно пальцем пригрозить: «Ребята, вы что делаете с Пензой?»

– Где можно увидеть ваши работы?

– Я ушел в интернет. Размещаю их изображения на личных страницах в соцсетях, и, оказалось, не зря. Огромное количество людей их посещает. Приходят приглашения из России и из-за границы.

– Вы часто участвуете в дискуссиях о городской среде. Вас слышат или это разговор со стеной?

– Я бы хотел изменить отношение людей к городу. Интерес мой заключается в том, чтобы среда обитания была максимально гармоничной. Когда человек строит дом на продажу и не собирается в нем жить, это развязывает ему руки. Архитектурные категории переходят из разряда «красиво» и «удобно» в разряд «сколько стоит». И перспектива страшная, потому что другой мотивации нет. Рациональность заменяется утилитарностью: дешевле, современнее, проще. В итоге это приводит к тому, что люди не хотят жить в своем городе. Исторический центр уничтожается, застраивается высотками. Это будет совершенно другой, незнакомый город.

– У вас есть в Пензе любимые уголки?

– Я люблю двух-трехэтажную Пензу. В такой застройке не чувствуешь себя букашкой. Я живу в историческом центре и понимаю, как счастливо устроился, как близок к тем вещам, которые дают мне энергетическую подпитку. Люблю сквер Лермонтова, приближенный к своему первоначальному виду. Люблю холм, на котором расположен парк Белинского. Пока здесь растут дубы, это место силы. Такой пензенский Олимп, где можно чувствовать себя богом, а маршрутка спустит тебя к ним – земным.

– Вы так любите Пензу. Это и есть настоящий патриотизм?

– Скорее, эгоизм. Я хочу жить в красивом чистом городе, ходить по уютным улицам. Чаще всего слово «патриот» я слышу от людей, которые вообще ничего делать не умеют. Я борюсь даже не за Пензу, а за ее историческую часть, где еще есть шанс сохранить ее ценность, оставить как эталон, от которого нужно отталкиваться. Когда я пишу статьи, которые можно найти в интернете, это не оттого, что я хочу с кем-то поругаться, как думают многие. Это потому, что больше сил нет терпеть.

– Как же сохранить близкую сердцу старину?

– Дай школьникам или студентам задание нарисовать Пензу будущего – они все изобразят Манхеттен. Они хотят жить по шаблонам, которые им навязали, правда, не понимают этого. Если у человека постоянно перед глазами квадрат в разных масштабах, его подсознание ограничено рамками. Пензяки, которые жили в деревянных домах с резными наличниками, были намного душевнее нас. Если внутри тебя пустота, ты будешь вокруг себя делать кубики.

Надо менять не город, а себя. В Пензе сейчас происходит видимость изменений. А надо не таблички приколачивать и переименовывать, а сохранять. Умный человек всегда занимается поиском причин, неумный – разгребает последствия.

Источник: газета «Горожанин», №21 (050) от 1 июня 2016 года. Автор: Эльвира Петрова